Условия эксплуатации
Конструкция АКБ предусматривает возможность проведения технического осмотра, очистки, заряда и эксплуатационного контроля.
При эксплуатации АКБ, имеющей откручивающиеся пробки на заливных отверстиях, нужно периодически проверять уровень электролита в банках. Нормальный уровень электролита отмечен на корпусе в виде минимального и максимального значений.
При снижении уровня электролита ниже нормы необходимо долить дистиллированную воду до максимального уровня. В холодное время доливать дистиллированную воду следует в отапливаемом помещении.
После долива дистиллированной воды нужно произвести выравнивающий заряд батареи для перемешивания электролита.
Не допускается попадание в АКБ и электролит посторонних предметов, пыли, грязи. Не допускается применение «улучшающих» и «стабилизирующих» препаратов.
Запуск двигателя должен производиться продолжительностью не более 5 секунд с перерывом между пусками не менее 30-60 секунд. Если после 4 попыток двигатель не заработал, то АКБ следует зарядить, а систему пуска двигателя проверить.
Нарушение правил запуска двигателя (многократные, длительные попытки запуска) приводит к глубокому разряду АКБ и, как следствие, к снижению рабочих параметров или преждевременной потере работоспособности АКБ.
Во избежание недозаряда или перезаряда АКБ на ТС следует контролировать зарядное напряжение. Проверка осуществляется вольтметром в следующей последовательности: после пуска двигателя с полностью заряженной АКБ, нужно подождать некоторое время пока генератор не возвратит в АКБ затраченную энергию на пуск двигателя; затем замеряется напряжение на выводах АКБ при выключенных потребителях; после чего включаются все потребители энергии (свет фар, печка, кондиционер, обогрев стекла и т.д.) и повторно замеряется напряжение на выводах АКБ при частоте вращения коленчатого вала 2000–2500 об/мин. Допустимые напряжения на выводах АКБ для бортовой системы с номинальным напряжением 12 В указаны в таб-лице слева. Для бортовой сети с номинальным напряжением 6 В или 24 В данные напряжения на клеммах в таблице следует делить или умножать на два соответственно.
При зарядном напряжении выше допустимого и высокой температуре подкапотного пространства ТС происходит перезаряд АКБ, повышенный расход воды. При зарядном напряжении ниже допустимого, частых пусках двигателя и непродолжительных пробегах (особенно в зимнее время) возможены глубокий разряд (степень заряженности менее 50 %) или систематический недозаряд АКБ.
Характеристики АКБ должны удовлетворять требования ТС, на котором эксплуатируется АКБ. Не допускается эксплуатация АКБ меньшим током холодной прокрутки, чем рекомендовано заводом изготовителем ТС. АКБ с большим током холодной прокрутки в допустимых пределах эксплуатировать разрешено.
Установка на автомобиль дополнительного электрооборудования или неисправность штатного может вызывать недозаряд АКБ. Недозаряд может быть также связан с некачественным подключением электрооборудования.
Если на ТС установлены два и более последовательно соединённых АКБ, то их периодически следует менять местами, чтобы избежать недозаряда одной из них.
Чтобы максимально использовать потенциальный ресурс АКБ нужно не допускать эксплуатацию и хранение АКБ со степенью заряженности ниже 75%: плотность электролита в аккумуляторах должна быть от 1,25 г/см3 до 1,29 г/см3 при температуре электролита (+25±5) °С, а НРЦ от 12,5 В до 12,9 В для АКБ с номинальным напряжением 12 В и НРЦ от 6,25 В до 6,45 В для АКБ с номинальным напряжением 6 В.
Длительная эксплуатация АКБ при степени заряженности менее 75% приводит к ускоренной потере работоспособности по причине оплывания активной массы аккумуляторных электродов. А при низких температурах может привести к замерзанию электролита в банках, и, как следствие, деформация или разрушение пластин, корпуса АКБ. Поэтому при снижении степени заряженности АКБ ниже 75%, требуется, как можно скорее и не позднее 1-2 суток, зарядить АКБ с помощью зарядного устройства по методикам, описанным в п. 9.2 настоящего Руководства.
Утечка тока с АКБ на Транспорте более 0,05 А тоже может привести к недозаряду или глубокому разряду.
При систематическом недозаряде, глубоких разрядах и перезаряде АКБ, происходит оплывание активного вещества, а в электролите образу-ется осадок тёмного цвета, что в конечном итоге приводит к снижению рабочих параметров и потере работоспособности АКБ.
- Комментарии